Уроки МХК 9 класс


Тема: Искусство и власть
 
 Эти величественные произведения искусства до сих пор напоминают нам о несокрушимом могуществе фараонов Древнего Египта и внушают страх перед их безграничной властью. Известная поговорка гласит: «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид»).
Фараоны, воздвигая  такие величественные сооружения, хотели укрепить свою власть, подчеркнуть своё могущество, заставить людей беспрекословно подчиняться – эти цели преследовали фараоны, воздвигая величественные пирамиды и храмы. При жизни фараон был для египтян  земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Перед фараоном целовали землю. Особой милостью для приближённого, даже для царского сановника было разрешение целовать ноги фараона. Не маловажную роль в таком возвеличивании фараонов сыграло искусство, которое внушало людям страх и подчёркивало могущество,  величие и власть фараонов, строивших пирамиды и храмы
«Власть»
«Искусство»
способность навязать свою волю
сила
государство
закон
могущество
Вывод: власть – это способность и возможность осуществлять (иногда навязывать) свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению).
творчество
художественный образ
обращение к Прекрасному
художник
чувства и переживания
Вывод:Искусство – это проявление свободных, творческих сил человека, полёт его фантазии и духа

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Почему римские императоры династии Флавиев захотели укрепить авторитет своей власти, сооружая огромный амфитеатр («круглый театр без крыши») «Колизей» (лат., «громадный, колоссальный»)?
- Строительство архитектурных ансамблей, административных зданий, зрелищных сооружений преследовало определённую цель – подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ», императоры строили в том числе и громадные амфитеатры для гладиаторских боёв.
читать Тема: Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художествен-ной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно 
усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.
Композиция— это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.
 К. Петров-Водкин.Яблоки
 П. Сезанн.Натюрморт с белым кувшином
 Ф. Сурбаран. Натюрморт с апельсинами
 В. Тропинин. За прошивками

 А. Саврасов. Весенний день
 С. Боттичелли. Весна
Форма представляет собой сумму приемов, выразительных  и изобразительных средств для 
создания художественного  образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается 
внешнее выражение определенного содержания, например,  изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная  форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности. 
В изобразительном искусстве форма— это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер. 
Квадрат— законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. 
Треугольник— активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. 
Круг— наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». 
Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом. 
 А. Джакометти.Кошка
 А. Джакометти.Паук

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др.
 Формы-композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух-частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. 
Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме.
  А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов. 

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».
Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, 
Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга. 
В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.
 Фра Филиппоиппи.
Портрет неизвестной дамы
 Руины древнегреческого храма
 Реймский собор.Франция
Фактура от лат. factura — обработка, строение. 
В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка. 
В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.
 Шлем Александра Невского

 Новодевичий монастырь в Москве

Тема: Храмовый синтез искусства
Синтез искусств это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи...
Храмы это культовые постройки, которые воплощают образ миро-устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности...
Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.
Православный храм
...для молящихся отводится основное помещение
храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
 Католический собор
Мощным потоком вверх
устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.
Протестантский храм

 Мусульманский храм (мечеть). художественный стиль ислама — деко-ративный, орнаментальный. 
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом
(башня около мечети) — его пророка (Магомета)
 Архитектура, скульптура, живопись, 
таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).
 В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа. 
 Буддийский храм сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного
и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным
следствием этого является отсутствие арки и свода.
Тема:  "Кино"
«Цель киноискусства – перенести зрителя в царство красоты. Эта цель не может быть достигнута, если мы отдалимся от правды».  Ч.Чаплин. 
Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки,
поэтому говорят, что 28 декабря 1895 года — родилась новая музамуза кино.
Первый публичный платный сеанс кино был дан братьями Люмьер 28 декабря 1895 в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже
Родоначальники кино: 
Огюст Луи́ Мари́ Николя́ Люмье́р (19 октября 1862  — 10 апреля 1954) —основателем французской киноиндустрии и кинорежиссуры. 
Огюст Люмьер исполнял роль организатора и менеджера.
Луи́ Жа́н Люмье́р (5 октября 18646 июня 1948    изобретатель кинематографа, родоначальник французской киноиндустрии и кинорежиссуры.    Луи больше занимался    технической стороной    кинематографа и изобретательством.
Первый этап в истории кинематографа – это этап «великого немого».
Наиболее распространенные жанры немого игрового кино
1.это душераздирающая мелодрама из жизни светского общества с бесчисленными любовными переживаниями;
2. эксцентричная комедия с нагромождением нелепостей;
3. приключенческая лента;
4. детектив;
5. историческая драма из жизни царей, полководцев, придворных;
6. боевики на античные и библейские сюжеты;
7. экранизация литературных произведений.
Озвучивал немое кино специальный пианист – тапер.
Вначале кинематограф был короткометражным. Самый большой кинофильм продолжался
40 минут.
В середине 20-х годов кинематограф обретает звук.Первый зарубежный звуковой фильм был снят в 1926 году на американской фирме «Братья Уорнер». Фильм назывался «Дон Жуан». Первый звуковой советский художественный фильм был снят в 1931 году Н.ЭккомПутевка в жизнь».  
Первый зарубежный цветной фильм – это американский кинофильм «Бекки Шарп» режиссера Момулена был создан в 1932 г. Первый советский цветной фильм «Груня Корнакова» Н.Экка вышел в1936 году.
В США уже до войны 1940 (а у нас в послевоенное время 1946) появился широкоэкранный и
 широкоформатный кинематограф,стали снимать стереокино, использовать в кино голографию. 
Виды киноискусства:1 Игровое кино, 2 Короткометражное кино, 3 Документальное кино
Домашнее задание  по теме "Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества"

Написать в тетради стили 
( с расшифровкой), существующие в дизайне интерьера и архитектуре:
классицизм.....
модерн....
арт-деко....
минимализм....
хай-тек....
китч....
этно....
 За дополнительную оценку (на выбор):
1. стили с описанием, часто встречаемые в дизайне.
2. подобрать в журналах изображения различных интерьеров, выполненных в этих стилях
3. выполнить проект какого-либо предмета быта-посуды или мебели (рисунок-эскиз  предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т.д.)

+ Повторить (к контрольной)  стили дизайна интерьера:
барокко, готика, романский, эко-стиль, ренессанс, эклектика, кантри, поп-арт!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.