Музыкальный словарик к урокам музыки

Музыкальный словарь к урокам музыки

Адажио итал. adagio - медленно
1) медленный темп.
2) в классическом танце - медленная часть (обычно лирического характера).

А капелла итал. a cappella -хоровое пение без инструментального сопровождения. в стиле а капелла написано большое количество образцов вокальной многоголосной музыки (для профессионального хора, капеллы). хоровое пение без сопровождения широко распространено в народном искусстве.

Аккомпанемент - музыкальное сопровождение. Слово произошло от французского «accompagner» - сопровождать.
Аккомпанемент может быть разным. Сопровождение певца-солиста поручается или одному инструменту - роялю, гитаре, баяну, или оркестру.

Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра)

Аранжировка(от франц. arranger , буквально - приводить в порядок, устраивать - переложение (приспособление) музыкального произведения, написанного для другого инструмента (голоса) или состава инструментов (голосов) для исполнения на другом инструменте либо другим составом (расширенным, уменьшенным).

Аранжиро́вка — переложение музыкального произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей (например, оркестровка фортепианной пьесы).

Арие́тта (ит. arietta) — небольшая ария.

Арио́зо (ит. arioso — вроде арии) — разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.

Ария - законченный по построению эпизод в опере (кантате, ора­тории.) Арию исполняет певец в сопровождении оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность. По-итальянски «aria» - не только «песня», но и «воздух», «ветер».

Для полноты характеристики героя в оперу обычно вводится несколько арий, различных по образному содержанию.  Арию часто предваряет оркестровое вступление или речитатив. Более простое определение оперной арии - большая песня главного героя. Ария небольшого размера может называться ариеттой или ариозо.

Арфа струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. Один из древнейших инструментов, символ Ирландии

Ансамбль- это группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
2 исполнителя -дуэт
3 - трио или терцет
4-квартет
5- квинтет
6-секстет
7-септет 
8 -октет
9- нонет
10- децимет
11 - ундецимет
12-дуодецимет

Баллада - (франц. ballade , от лат. ballo - танцую) - первоначально (в средние века) в странах романского языка народная танцевальная песня, позднее у западноевропейских народов также песня повествовательного склада. Жанр баллады возродился и достиг расцвета в профессиональной музыке в эпоху романтизма. Это произведение повествовательно – драматического, лирико-эпического характера с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды.

Баллада -так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера, которая имеет свободное развитие. Сюжет остро драматичный, в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика  
В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения вымыслов о чудесном, «ужасном », драматичностью выражения чувств любви и ненависти, страдания и радости, мечтательной грусти и устремлённости порыва. В вокальной балладе повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки, тесно связанной с сюжетом поэтического текста.

Баллада — это сложное вокальное, лирическое, музыкальное произведение в котором сюжет, эмоциональность текста, красивые рифмы и мелодичная музыка сливаются в единое целое.

Балет - музыкально-танцевальный спектакль. Слово происходит от итальянского «ballo» - танец, пляска. Сначала балет был составной частью придворных увеселений. Самостоятельным жанром балет становится в конце XVIII в. Исключительно высокие достижения в балетной музыке принадлежат
русскому композитору П. И. Чайковскому, создавшему три балета, ставших классическими: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В XX в. классикой балета стали произведения С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Каменный цветок».





Балетмейстер — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.

Бард (франц. barde , от кельт. bard ) -1) странствующий поэт и певец у кельтов, живших главным образом на территории нынешних Ирландии и Щотландии.
2) Поэт-певец, исполняющий собственные произведения в сопровождении "народного" инструмента (например, гитары). В современном значении Б. - исполнитель авторской (определение А. Якушевой) песни. Особенностью этого жанра, развивавшегося как внецензурная самодеятельная, туристическая, студенческая песня, предназначенная для исполнения в узком кругу, является первичное значение поэтического текста; мелодия, музыка произведениях Б. - вторичны. Выдающимися Б. ХХ века были А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.

Баркарола
- песнь лодочника. Название произошло от итальянского слова «bаrса» - лодка. Пьесы с таким названием имеют спокойный, певучий характер, аккомпанемент нередко имитирует всплеск волн.

Бас - мужской певческий голос, самый низкий по звучанию.

Бельканто (прекрасное пение)
вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
Блюз(от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль)джазовая песня грустного, лирического содержания. Песня крик. песня жалоба
Болеро - испанский народный танец, который исполнялся в сопровождении гитары или пения. В его музыке повторяются ритмические фигуры, которые отстукивались кастаньетами или щелчками пальцев.
Болеро часто встречается в операх и балетах. Широко известна пьеса «Болеро» композитора М. Равеля.
 Большой театр - старейший русский театр, основанный в Москве в 1776 г. для постановок музыкальных спектаклей - опер и балетов.

Были́на— произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.

Ваганты (от лат. vagantes - бродячие, скитающиеся) - ср.-вековые странствующие поэты и певцы в Зап. Европе. Слагали на лат. языке антифеод. сатирич. стихи, застольные (в т. ч. студенч. "Гаудеамус...") и любовные песни, пародии, высмеивали высшее духовенство и богатых горожан. Преследовались офиц. церковью. Расцвет творчества В. - 12-13 вв.

Вальс - один из популярнейших бальных танцев, во время которого танцующие плавно кружатся. Возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Крупнейшие композиторы создавали пьесы, написанные в виде вальсов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, И. Штраус, И. О. Дунаевский.

Вариация -1) многократное повторение основной мелодии с неко­торыми ее изменениями.
2) сольный номер в балете

Вариационность один из основополагающих принципов музыкальной композиции. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям: излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.

Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

Виртуоз (итал. virtuoso , от лат. virtus - доблесть, талант) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего искусства.

Вечерня— церковная служба, совершаемая в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утренней в составе всенощного бдения (всенощной) …

Водеви́ль (фр. voixdeville— голос города) — веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.

Вокализ - вокальное упражнение для голоса или музыкальная пьеса, написанная для исполнения голосом без слов, с помощью распева звуков.

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения.

Вокальная музыка - это произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.

Всенощная  (Всенощное бдение) — музыкальное произведение, основанное на богослужении православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.

Гаво́т (фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVIIвека вошел в придворный обиход, в XVIIIвеке занял место в танцевальной сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.

Галоп (франц. galop , от готск. hlaupan - бежать) - бальный танец, исполняющийся в стремительно быстром скачкообразном движении. музыкальный размер двудольный 2/4. появился во франц. около 1825, получил широкое распространение по всей Европе 19 в. применялся в операх, опереттах и балетах.

Гармония(греч harmonia— соразмерность, согласованность) - средство музыкальной выразительности, основанное на сочетании многих голосов.

Гимн(греч. hymnos) — торжественное хвалебное песнопение.

Гомофония-- вид многоголосия, в котором один голос (мелодия) главенствует, а все остальные голоса играют подчиненную роль (гармоническое сопровождение, аккомпанемент).

Го́спел (от англ. Gospel music — евангельская музыка) — жанр духовной христианской музыки, появившийся в конце XIX века и развившийся в первой трети XX века в США. Хлопая в ладоши, исполняя госпелы, паства и священник открыли россиянам новую для них сторону жизни афроамериканцев и новый вид поклонения Господу.

Гу́сли(от древнерусск. гусель — струна) — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Г. обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. — гусляр.

Деклама́ция— художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Д. музыкальная — верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций — повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.

Дискант1) форма средневекового двухголосного пения;
2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.

Диссонанс (франц. dissonance , от лат. dissono - нестройно звучу) - созвучие, вызывающее ощущение несогласованности и повышенное раздражение слуха.

Джаз -
род музыки чаще увеселительного, танцевального характера. Истоки джаза находятся в негритянской народной музыке, которая была заимствована оркестрами США в 20-е гг. XX в.
Выходец из русских эмигрантов американский композитор Д. Гершвин долго изучал негритянские напевы, на основе которых создал ряд произведений, принесших джазовые особенности в классическую музыку («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порти и Бесс»).

Диапазон - широта, объем звучания музыкального инструмента или голоса. Например, диапазон звучания рояля - восемь октав, а развитого человеческого голоса - около трех.
Песенки для исполнения маленькими детьми обычно пишутся в так называемом «примарном диапазоне», который включает в себя всего 4-6 рядом стоящих звуков.


Динамика  - Громкость, сила звучания. Другое название - динамика. Для обо­значения динамики применяются музыкальные знаки, которые назы­ваются «динамические оттенки». Основные динамические оттенки - форте (громко) и пиано (тихо).


Дирижер - музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива. С помощью приемов-жестов он указывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, вступления солистов и от­дельных групп.
Дирижер должен иметь острый слух, высокое чувство ритма, хорошую музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра.

Дирижирование - искусство управления коллективным исполнением музыкального произведения (оркестром, хором и т.д.). искусство дирижирования основано на специально разработанной системе жестов, мимики, посредством которых дирижер осуществляет руководство исполнением музыкального коллектива.

Длительность звука - долгота звучания. Невозможно написать ме­лодию, если все звуки в ней будут одной продолжительности - все длин­ные или все короткие. В каждом мотиве одни звуки бывают длинные, другие - более короткие, что при их написании обозначается специаль­ными знаками. При записывании звуков нотами, каждая из них имеет свою длительность - целая, половинная, четверть, восьмая и т. д.

Драматурги́я— литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XXвеке термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная — совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.

Духово́й орке́стр оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.

Духовы́е инструме́нты— инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные. К числу Д. и. принадлежит также орган.

Дуэт - ансамбль из двух исполнителей.

Духовная музыка - музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту.

 Духовный концерт это многоголосное вокальное произведение для солистов и хора.

Духовой оркестр - оркестр, состоящий из двух групп инструмен­тов - духовых (в основном - медных) и ударных. Количество участ­ников - от 12 до 100 человек. Благодаря своему звонкому, ликующему звучанию, духовой оркестр является постоянным участником празд­ников и парадов.

  Друи́ды — жрецы у древних кельтских народов, организованные в виде замкнутого, но не наследственного сословия, также выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией. 

Жанр (вид музыки) - разновидность музыкальных произведений. Жанры подразделяются по характеру, тематике, средствам выразительности, исполнителям. Основные музыкальные жанры - песня, танец, марш, на основе которых впоследствии созданы опера, балет, симфония.

Запев - начало хоровой песни, которое исполняется одним или несколькими певцами. После запева песня подхватывается всеми участниками хора, ведущий певец хора обычно называется запевалой.

Знаменный распев система старинных православных культовых напевов. название происходит от древнеславянского " знамя " - певческий знак. знамена (или крюки) применялись для записи напевов. знаменный распев имеет различные варианты, связанные с формами церковной службы. текст мог быть распет разными мелодическими приемами, что предоставляло значительную творческую инициативу церковным певчим.

ИНСТРУМЕНТОВКА (оркестровка) - изложение музыки в партитуре для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем. Один из важнейших элементов техники композиции, инструментовка предполагает знание и художественно-целесообразное использование свойств музыкальных инструментов (их тембров, приё­мов звукоизвлечения, технических и динамических возможностей) и их сочетаний (всего оркестра в целом, его отдельных групп, соло и т. п.)..

Имитация в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.

Импровизация - сочинение музыки во время ее исполнения. В народном творчестве певцы часто украшают импровизациями свое исполнение. Этим приемом также пользуются в джазовой музыке.

Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
В переводе с итальянского «camera» означает «комната». К камерной музыке относятся дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и другие сочинения, рассчитанные на небольшое число исполнителей.

Кант - Кант - это многоголосная бытовая песня.   Кант – хвалебная песнь. Канты появились  300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1.
 2) вид старинной 3-голосной куплетной песни, распространенной в России в XVI-XVIII вв. Существовали канты разных жанров - торжественные, лирические, шуточные. Стиль канта был использован М. И. Глинкой при создании его знаменитого хора «Славься!» в финале оперы «Иван Сусанин».


Кантата - вокально-симфоническое произведение в        
нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром.

Капелла - профессиональный хоровой коллектив.

Каприс Итальянское слово "capriccio" означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. 
Кварте́т(от лат. quartus— четвертый) — оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнныйансамбль четырех участников.

Квинте́т(от лат. quintus— пятый) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.

Клавир — В переводе с французского клавир – это «клавиатура». ... это -- общее название всех клавишных инструментов. Им пользовались раньше, в основном до XIX века, когда были распространены клавесины, клавикорды, клавицимбалы, спинеты.

Классика - термин, применяемый по отношению к образцовым, совершенным произведениям искусства. Происходит от латинского слова «classicum» - образцовый. К области музыкальной классики относятся не только сочинения великих композиторов, но и лучшие образцы народного музыкального творчества. Классические произведения отличаются богатством содержания и красотой и совершенством формы. Про классические произведения всегда можно говорить, что они современны, так как обычно они существуют на земле уже несколько веков и всегда доставляют удовольствие своим слушателям. Это вечная музыка.

Классицизм - художественное течение в культуре европейских стран XVII-XVIII вв. Представители классицизма в живописи, скульптуре и архитектуре взяли за образец лучшие произведения, которые были созданы еще в Древней Греции. Музыканты-классики стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений на сюжеты античного искусства. В музыке наибольшую известность получил так называемый «венский классический период», во время которого творили композиторы Гайдн, Моцарт и Бетховен.

Ко́да(ит. coda— хвост, конец) — заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колори́т ит. colorito лат. color цвет)
1общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картинецветной гравюрецветном рисунке и тп.);
КОЛОРИТ
1цветсвойственный предмету2способ расположения в картинах красок и такой выбор ихчтобы изображение правилось как общим характеромтак и комбинацией красок на полотнепри полном сходстве с изображаемым предметом в природе.

Коля́дка— общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Композитор - автор, создатель музыкальных произведений. Сло­во произошло от латинского «compositor» - составитель, сочинитель. Профессиональные занятия композицией требуют от музыканта, по­мимо творческой одаренности, большой культуры и разносторонних музыкально-теоретических знаний.

Композиция - сочинение музыки, вид художественного творчества.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение. Итальянское слово «concervatorio» означает «приют». Первые консерватории появились в начале XIX в. в крупных городах Европы, а до этого существовали лишь в Париже. Консерватории имеются во всех музыкальных центрах мира. Старейшие русские консерватории - Петербургская, основанная в 1862 г., и
Московская, основанная в 1866 г. В настоящее время высшие музыкальные заведения именуются не только консерваториями, но и музыкальными академиями, высшими музыкальными школами, институтами и т. д.


Консонанс (франц. consonance , от лат. consono согласно звучу) - благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности. противоположное понятие - диссонанс.

Контральто - самый низкий по звучанию певческий женский го­лос. Иногда композиторы в операх поручают этому голосу мужские роли - Ваня в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере «Сне­гурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Контра́ст (фр. contraste— противоположность) — яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществляется при помощи темповыхдинамическихтональныхрегистровыхтембральных (см.) и иных противопоставлений.

Контраст - сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений. По видам исполнения различаются концерты симфонические, камерные, сольные, эстрадные и т. д. Слово это произошло от двух источников: от латинского «concertare» - состязаться и от итальянского «concerto» - гармония, согласие. 
Концертом также называют виртуозное произведение для солирующего инструмента, с сопровождением оркестра.

Инструментальный концерт – музыкальный жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партии солиста (или солистов) всему оркестру. 

Концертмейстер - первый, «главный», музыкант в какой-либо группе оркестра.  Ему же обычно поручают ответственное соло. Концертмейстером также называют пианиста, который помогает исполнителям (певцам, инструменталистам) при разучивании репертуара и выступает с ними на концертах.

Концертная симфония — произведение для одного или нескольких солистов-инструменталистов и оркестра, промежуточная музыкальная форма между симфонией и инструментальным концертом.

Концертный зал - специальное помещение, предназначенное для проведения публичных концертов.
 Первые концертные залы появились в начале XIX в. Раньше концерты проводились в церквях, театрах, са­лонах, дворцах и частных домах.

Краковяк - польский народный танец. Краковяк возник из старинного воинственного танца, поэтому сохранил темперамент, горделивость, женщины пляшут плавно, изящно, а мужчины - с резкими
притоптываниями и выкриками. В XIX в. краковяк был распространен как бальный танец и нередко встречался в операх и балетах. Очень популярным является, например, краковяк М. И. Глинки, который звучит в «польском» действии его оперы «Иван Сусанин».

Кульминация - эпизод музыкального произведения, где достигается наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций. От латинского слова «culmen» - «вершина». Обычно композиторы стараются подчеркнуть кульминацию произведения громким звуком, особенными музыкальными эффектами.

Куплет - раздел куплетной формы. Обычно мелодия куплета оста­ется неизменной при ее повторении в других куплетах. Однако словес­ный текст каждого куплета разный. Слово произошло от французского «couplet» - строфа. Если в песне есть куплет и припев, то куплетом называется та часть, текст которой при повторении изменяется.

Куплетная форма -
распространенная форма вокальных произве­дений, в которых одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка варьированном, но при каждом повторении исполняется с новым текстом. В куплетной форме мелодия должна отражать общий характер песни и подходить к тексту всех куплетов. Куплетными явля­ются большинство народных песен - русские, немецкие, итальянские ит. д.

Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

 Лад - взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласо­ванность между собой. Звуки, из которых складывается мелодия, сочи­ненная на ладовой основе, обладают различной степенью устойчивости по отношению друг к другу, и слух реагирует на них по-разному.

Лейтмотив - музыкальная тема или часть ее, характеризующая какой-либо образ, идею, явление. Применяется в крупных музыкальных формах - операх, балетах, симфониях, повторяясь при появлении данного образа. Например, лейтмотив Снегурочки в опере Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка».

Лезги́нка танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Лейтмоти́в(нем. Leitmotiv— ведущий мотив) — музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.

Либретто - литературный текст, лежащий в основе музыкально - сценического произведения, главным образом оперы. Часто словом «либретто» называют пересказ краткого содержания оперы или балета. От итальянского «libretto» - книжечка.

Литургия - это большое циклическое хоровое произведение духовной тематики для поочередного пения солистом и хором или двух частей хора, которые словно ведут диалог.

Мажор - один из двух (наряду с минором) наиболее распростра­ненный в музыке ладов. Наиболее распространенным мнением является присвоение музыке, написанной в мажорном ладу, характера реши­тельного, твердого, волевого. На итальянском языке слово «мажор» обозначается словом «dur», что значит жесткий.

Мазурка - польский народный танец.  Для исполнения танца мазурки характерны подскоки, постукивание каблучками
и шпорами. При сочинении мазурки композиторы используют пунктирные ритмические фигуры.

Марш - пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций и других шествий. Слово происходит от французского «marche» - ходьба. Часто государственные гимны пишутся в жанре маршей. В жанре марша написаны многие популярные песни, например «Песня о Родине» композитора И. О. Дунаевского.
МЕЛОДИЯ (от греч. - пение, песнь, напев) - художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически и ладово-интонационно. мелодия в значительной мере определяет гармонию, фактуру, голосоведение, инструментовку произведения.
Меломан - страстный любитель музыки, пения. В прошлом меломанами называли людей, пылко увлекающихся музыкой, но, по существу, не очень глубоко.

Менуэт - танец французского происхождения,
популярный в Европе в XVII-XVIII вв. Исполняется мелкими шажками (название про­исходит от французского «menu» - мелкий).

Месса (франц. messe , от позднелат. missa ) - многоголосное циклическое произведение на текст католической литургии. в процессе развития месса приобретала концертный, ораториальный характер, приближаясь по стилю к опере. похоронная месса называется реквиемом.
Меццо-сопрано - женский певческий голос, средний между кон­тральто и сопрано. По характеру звучания и тембровой окраске этот голос близок к контральто. Для меццо-сопрано написаны многие ве­дущие партии в известных операх, например Кармен в одноименной опере Ж. Бизе.

Минор - один из двух (наряду с мажором) наиболее распространен­ных в музыке ладов. Окраска минорного лада - мягкая элегическая. По латыни обозначается словом «moll», что в переводе означает «мягкий». Но в минорном ладу написано и большое количество музыки веселой, радостной, юмористической.

Многоголосие - гармонический склад музыки, основанный на сочетании нескольких самостоятельных голосов либо на сочетании мелодии с аккомпанементом или аккордовым сопровождением. часто встречается также смешанный полифонно-гомофонный склад.

Моноло́г(от греч. monos— один, речь, произносимая одним лицом) в музыке — одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.

Мотив - мельчайший элемент музыкальной формы, любой наи­меньший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.

Музыка́льная дра́ма— первоначально то же, что опера. В распространенном значении — один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.

Музыкальная форма - построение музыкального произведения, соотношение его частей.

Музыкант - человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением, дирижированием, исполнением.

Музыка в народном стиле- это композиторская музыка, похожая на народную музыку.

НАБА́Т, -а, м. 1. Сигнал тревоги в случае какого-л. бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.), подаваемый ударами колокола. 

 Напев - небольшая вокальная мелодия. В обиходе часто заменяется словом «мотив».

Ноктюрн - мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи. Ноктюрн пишется главным образом для фортепиано. Происходит от французского «nokturn» - ночной.

Ноне́т(от лат. nonus— девятый) — сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.

Нота - условный графический знак, находящийся на нотном стане и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Нота состоит из белой или затушеванной головки и небольшой палочки - хвостика, идущей вверх или вниз. Слово происходит от ла­тинского «nota» - письменный знак.

Нотация - способ записи музыки с помощью особых графических знаков. Слово происходит от латинского «notatio» - записывание.

Понятие "Образ песни" - это то, какие представления, историю и картинки содержит в себе творение, какие возникают образы при прослушивании произведения. Образ зависит от исполнителя, содержания и жанра. "Жанры песен" зависят от количества исполнителей, общей истории, которую воспевают, от места и атмосферы, в котором она исполняется: 1. Массово-бытовые жанры.

О́да(греч. ode) — заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще — вокального) торжественного хвалебного характера.

Окте́т(от лат. octo— восемь) — ансамбль восьми участников.

О́пера(ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) — синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов  арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVIIвеке, в России — с середины XVIIIвека. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, О.-буффа, О. комическая, О. лирико-драматическая, О. лирическая французская, О. нищих, О.-сериа, О. эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

Опера - вид театрального искусства, в
котором сценическое действие тесно связано с музыкой - вокальной и оркестровой. В переводе с итальянского «ореrа» - сочинение.

Оперетта - музыкальная комедия. Музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными
сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.

Оратория - вокально-симфоническое произведение из многих частей. Оратория обычно состоит из чередования хоровых эпизодов,
симфонических фрагментов и вокальных номеров - арий, ансамблей, речитативов. Отличается от кантаты большим масштабом и развитостью сюжета.

Орга́н(от греч. organon— инструмент, орудие) — самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О, представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление О. осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим оркестром.

Орке́стр(от греч. orchestra— в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов — групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).
Оркестро́вка создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. — то же, что инструментовка.

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Парте́сное пе́ние —многоголосное хоровое пение, которое используется в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов.

Партитура - нотная запись многоголосного произведения для хора, оркестра или камерного ансамбля. В партитуре сведены воедино партии отдельных голосов и инструментов. Партитура представляет собой толстую объемную книгу в жестком переплете, которая при исполнении музыкального произведения кладется на дирижерский пульт. Партии в партитуре располагаются одна над другой, построчно. Слово происходит от итальянского «partitura» - разделение, распределение.

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа

Перезвон (вид колокольного звона)– множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.

Переложение, аранжировка - переработка музыкального произведения, написанного для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, напри­мер, переложению симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни и т. д. Слово «аранжировка» проис­ходит от французского «arranger» - обрабатывать.

 Переложение — в музыке применение сложной партитуры к исполнению на каком-нибудь инструменте, например, фортепиано. Такой прием называется также аранжировкой, транскрипцией. При П. партитуры на фортепиано следует брать из нее только все существенное, оставляя в стороне второстепенные детали, которые могли бы усложнить и затруднить исполнение на фортепиано. 


Песня - одна из форм вокальной музыки, широко распространен­ная в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. В наши дни песня бывает эстрадной, хо­ровой, массовой, народной и адресована широкому кругу любителей музыки.

Повтор в музыке — это повторение последовательности нот целого такта или двух тактов. 

Полиритмия (от греч. - много и ритм) - одновременное сочетание в музыке двух или нескольких ритмов с неоднородным количеством временных долей в такте или с неодинаковым подразделением этих долей.

Полифония (от греч. - много и звук) - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии ряда гармонических мелодий. различные полифонические формы - фуга, фугетта, инвенция, канон - применяются для создания самостоятельных пьес и частей крупных циклических произведений.

Полонез - танец польского происхождения. Полонез носит характер блестящего шествия. Танцующие движется плавно,
величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Слово происходит от французского «polonaise» - польский танец.





Прелюдия , прелюд (позднелат. preludium , от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление) - инструментальная пьеса. первоначально небольшое вступление импровизационного характера. с 15 в., получила распространение в исполнительской практике клавесинистов и органистов. характер и структура свободно определялись композитором.

Припев - часть куплетной формы. Обычно в песне припев сле­дует после запева. Но при повторении припева его слова и мелодия не меняются.

Премье́ра первое представление оперыбалетаоперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Программная музыка - инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, т. е. какой-либо конкретный сюжет. Программность музыки может излагаться в ее названии (например, сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, увертюра «Ромео и Джуль­етта» П. И. Чайковского), в эпиграфе (Седьмая симфония Д. Д. Шоста­ковича: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается») или в специальной программе, которая подробно рассказывает о содержании музыки («Фантастическая сим­фония» Г. Берлиоза).
Программная симфония  это симфония с определенным содержаниемкоторое изложено в программе или выражено в названии. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза.
Рапсодия (от греч. - пение или декламация эпических песен) инструментальное произведение, чаще всего свободной формы, написанное на народные напевы (песенные или танцевальные). от фантазии отличается большей свободой в изложении тем и их обработке.

Регистр– отрезок диапазона. Бывают регистры низкие, средние, высокие.

Реквием
- музыкальное произведение траурного характера для хора и оркестра. В переводе с латинского 
 requiem означает покой, отдых, успокоение.

Речетатив (от итал. recitare - декламировать (лат. recito - читаю вслух)) - род вокальной музыки, близкий к напевной декламации. речитатив основан на выразительных, эмоционально окрашенных речевых интонациях, повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т.п. речитативная мелодия не образует замкнутой музыкальной формы и в значительной мере подчиняется синтаксическому расчленению текста.

Ритм - чередование различных длительностей звуков в музыке, коротких и длинных. Один из основных элементов выразительности ме­лодии. Слово происходит от греческого «rhythmos» - соразмерность.

Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы.

Опера открывала перед роком возможности решать серьезные темы, используя богатый, накопленный за столетия арсенал драматургических приемов и при этом сохранить яркую сценическую индивидуальность.

Опера в сотрудничестве с роком также нашла для себя немало привлекательного. На протяжении всей своей истории она не раз вбирала в себя находки других видов искусства: комедии, балета, кантаты, оратории, симфонии, драматического театра и кино.


Романс - произведение для голоса с инструментальным сопровождение
               2) инструментальная пьеса с выразительной песенной мелодией
Жанры романса разнообразны - лирика, сатира, повествование и др. Большое распространение в России романс
получил в XIX-XX вв. Классические образцы романсов создали композиторы М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский.

Ро́ндо(фр. rondeauот ronde— круглая, название старинной французской хоровой песни) — форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).

Романтизм - художественное течение в культуре на рубеже XVIII - XIX вв., которому свойственны пылкость, возвышенная устремленность идей. Романтизм стал прародителем новых музыкальных жанров - баллада, фантазия, поэма. Крупнейшие музыканты-романтики: Ф. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист.
Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного построе­ния основного раздела - рефрена, с которым чередуются другие эпизо­ды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы круг. Оно и происходит от французского слова «rond» - хоровод, хождение по кругу.

Сараба́нда(исп. zarabanda) — старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.

Светская музыка это любая музыка,которую не используют для религиозных служб или ритуалов

Сегиди́лья(исп. seguidilla) — быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.

Сексте́т(от лат. sextus— шестой) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль семи участников.

Серена́да(от. ит. sera— вечер, букв, «вечерняя песня») — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. акустические возможности инструмента огромны. Позволяют передать красочность и гармонию мира, Вселенной

Симфоджаз –это направление в музыке, синтезированный стиль, сочетающий в себе легкую симфоническую музыку и элементы джаза; 

Симфо́ни
я
(от греч. symphonia— созвучие) — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIIIвека. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт, скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.


Симфонический оркестр - музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям. Круп­ные симфонические оркестры насчитывают более 10 музыкантов. Воз­можности этого оркестра очень велики. Современный оркестр состоит из четырех основных групп: струнная группа, группа деревянных духо­вых, группа медных духовых и группа ударных инструментов. Симфо­нический оркестр - непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также кантат, ораторий.

Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога.

 Скерцо в музыке – это произведение, написанное в очень подвижном темпе. В переводе с итальянского scherzo означает «шутка». Для такой пьесы характерен преимущественно трехдольный метр, быстрый темп и острые ритмические обороты. Резкая смена контрастных художественных образов является еще одной характерной чертой данного произведения.

Скоморо́хи— носители русского народного искусства в XI—XVIIвеках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Солист - исполнитель музыкального произведения, предназначен­ного для одного голоса или инструмента. В опере солист - исполнитель ответственной роли.

Со́ло(ит. solo— один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.

Со Соната (от итал. звучать) –этот жанр инструментальной музыки;

- это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.


Сона́тная фо́рма — это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиция) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (реприза) повторяется экспозиция.
 Сонет – это произведение из 14 строк, которое состоит из двух четверостиший и двух трехстиший разной рифмовки – перекрестной и кольцевой. Музыкальный сонет строится так же, как и литературный – мелодии соединяются по принципу повторения рифмовки, например, abba или abab, где a и b обозначают музыкальные отрывки. 

1.      «       Cонорика» ( от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) –  так называют вид современной техники музыкальной композиции. Сонорными средствами являются музыкальные шумы, звучащие      без определённой высоты. 

 Сопрано - самый высокий женский певческий голос. В музыкаль­ной практике бывает сопрано драматическое, лирическое и колоратур­ное. Слово происходит от итальянского «sopra» - наверху, выше.
 Спиричуэлсэто хоровые духовные песни афроамериканцев.  Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны,  завезённые в Америку белыми переселенцами. Сюжеты к песням черпались из Библии. При исполнении спиричуэла поющие притопывали, прихлопывали и двигались в ритм мелодии.

Стиль(в музыке) — совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.
Стру́нные инструме́нты— инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).

 Сходство в музыке -  это одинаковость, подобие, соответствие в чем- нибудь,  с кем- нибудь.

 Сце́наат. scenaот греч. skene— шатер, палатка). — 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.

Сцена́рий(ит. scenario) — более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается либретто оперы.
Сюита (с фр. suite — «ряд»,«последовательность», «чередование») – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой (в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой
 2) хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, объединенных одной темой.
Тапер (франц. tapeur , от taper , буквально - хлопать, стучать) - пианист, сопровождающий танцы на вечерах, балах. тапером назывался также пианист, иллюстрировавший музыкой немые кинофильмы.

Тема - мелодия, обычно короткая, выражающая основную мысль произведения и являющаяся материалом для дальнейшего развития. По-гречески «thema» - то, что лежит в основе.
Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Характер тембра зависит от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. Тембр может быть глухим, звонким, ясным и др.

Темп - скорость движения. Темп произведения зависит от его ха­рактера, настроения, содержания. Отклонение от правильного тем­па ведет к искажению содержания. Слово происходит от латинского «tempus» - время.

Тенор - самый высокий по звучанию мужской певческий голос. Различаются две основные разновидности тенора: лирический - мягкий по тембру, нежный, и драматический - более сочный, крепкий. Кроме певческого голоса тенором еще называют медный духовой инструмент среднего регистра, отличающийся теплым и насыщенным тембром.

Терце́т(от лат. tertius — третий) — оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Т. — трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.

Токатта итал. toccata , от toccare - трогать, касаться) - виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, чаще всего с преобладанием ударной аккордовой техники. в 16 - 18 вв. токката писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии.

Транскрипция это переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

Транскрипция- (от лат. transcriptio — переписывание)означает переработку, переложение музыкальных произведений. Транскрипции появились в XVI – XVII вв. как переложение нотных текстов для исполнения на других инструментах. В XIX в. Это один из новых жанров фортепианной музыки первой половины XIX века, к которому обращались многие из современных Листу композиторов. В его творчестве транскрипция (всего около 200) заняла одно из первостепенных мест в общей картине фортепианных жанров.

·         Трезвон (вид колокольного звона) трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.

Трио - ансамбль из трех исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них. Трио также называются произведения для такого ансамбля. Вокальные трио именуются терцетами, существуют как ка­мерный жанр. Слово «трио» также означает среднюю часть в некоторых музыкальных пьесах 3-частной формы - танцах, маршах, скерцо.

Три́птих — произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин (складень), статуй и других, объединённых общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом.

Трубадур - странствующий поэт и певец во Франции в эпоху Сред­невековья. Слово произошло
от провансальского «trobar» - изобретать, слагать стихи. Главные темы в искусстве трубадуров - воспевание люб­ви, подвигов, красоты природы.

Труппа - творческий коллектив артистов театра.

Туш - краткое музыкальное «приветствие» фанфарного склада. Исполняется обычно на торжественных церемониях.

Увертюра - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. По-французски слово «ouverture» - означает «открытие».  - инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому...

Унисон (итал. unisono , от лат. unis - один и sonus - звук) - одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а также одинаковых звуков в различных октавах.

У́треня 
— самое продолжительное из ежедневных богослужений суточного круга в Православной церкви.

Фальцет один из регистров мужского певческого голоса (очень высокий)

Фольклор - устное народное творчество (староанглийское слово «folklore» - означает «народная мудрость»). Музыкальный фольклор
включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Основная область музыкального фольклора - народная песня.

Фуга - многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. В переводе с латинского слово «фуга» означает «бег». Высшего своего развития фуга достигла в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха. Часто фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами - прелюдией, токкатой, фантазией.

Хабане́ра(исп. habanera— букв, гаванская, от Гавана) — испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.

Хор(от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.

Фрески – это стенная роспись по сырой штукатурке


Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, пре­имущественно многоголосую. Различаются однородные (мужские и женские), смешанные и детские хоры. Слово происходит от латин­ского «chorus» - толпа, собрание. По манере исполнения хоры делятся на академические и народные.

Хорал- это религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

Хормейстер - дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют помощника руководителя хора,
который работает с коллективом при разучивании репертуара. Ответственный руководитель хорового коллектива в оперном театре также именуется хормейстером.

Хота - испанский народный танец, исполняется в быстром темпе, сопровождается
игрой на гитаре, мандолине, щелканьем кастаньет. Жанр хоты использован М. И. Глинкой при создании его испанской увертюры «Арагонская хота».

Частушки - русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. Появились в начале XX в. Слово «час­тушка» произошло от слова «частый», много раз повторяющийся. По содержанию частушки бывают сатирические, озорные, лирические и др. Медленные любовные частушки обычно называются страданиями.

Шарманка - механический духовой инструмент, получивший распространение в среде бродячих музыкантов Европы в начале XVIII в. Шарманка - небольшой ящик, внутри которого помещен механизм из трубки, меха и валика.
При вращении рукоятки звучит какая-либо музыкальная пьеса, обычно очень простая по мелодическому рисунку. Пьеса «запрограммирована» в шарманке, поэтому игра на ней не требует особых навыков.

Шумовой звук - звук не имеющий (в отличие от музыкального) ясно выраженной высоты. К шумовым звукам относятся гул, треск, звон, шорох и др. Некоторые шумовые звуки нашли применение в му­зыке: барабанная дробь, щелканье кастаньет, удары тарелок и др.

Элегия - пьеса печально-задумчивого характера. По-гречески «elegeia» - жалоба.

Эстрадный оркестр - укоренившееся в нашей стране название оркестра, который исполняет «легкую» музыку. В такой оркестр входит группа духовых инструментов, набор ударных, фортепиано, гитары, иногда несколько скрипок.

Этюд - (фр. étude «изучение, упражнение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя, в частности для повышения уровня владения инструментом.

Юмореска - небольшая пьеса юмористического, причудливого характера. В музыке популярностью пользуются музыкальные пье­сы под названием «Юмореска» композиторов А. Дворжака, Э. Грига, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. 


Музыкальные формы
Музыкальная форма - построение музыкального произведения, соотношение его частей.
Вариация - многократное повторение основной мелодии с некоторыми ее изменениями.

Одночастное произведение - произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части.

Куплет - раздел куплетной формы. Обычно мелодия куплета остается неизменной при ее повторении в других куплетах. Однако словесный текст каждого куплета разный. Слово произошло от французского «couplet» - строфа. Если в песне есть куплет и припев, то куплетом называется та часть, текст которой при повторении изменяется.

Куплетная форма - распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка варьированном, но при каждом повторении исполняется с новым текстом. В куплетной форме мелодия должна отражать общий характер песни и подходить к тексту всех куплетов. Куплетными являются большинство народных песен - русские, немецкие, итальянские ит. д.

Мотив - мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.
Песня - одна из форм вокальной музыки, широко распространенная в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. В наши дни песня бывает эстрадной, хоровой, массовой, народной и адресована широкому кругу любителей музыки.

Припев - часть куплетной формы. Обычно в песне припев следует после запева. Но при повторении припева его слова и мелодия не меняются.

Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела - рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы круг. Оно и происходит от французского слова «rond» - хоровод, хождение по кругу.

Средства музыкальной выразительности
Гармония - средство музыкальной выразительности, основанное на сочетании многих голосов.

Громкость (динамика) - сила звучания. Другое название - динамика. Для обозначения динамики применяются музыкальные знаки, которые называются «динамические оттенки». Основные динамические оттенки - форте (громко) и пиано (тихо).

Лад - взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласо­ванность между собой. Звуки, из которых складывается мелодия,
сочи­ненная на ладовой основе, обладают различной степенью устойчивости по отношению друг к другу, и слух реагирует на них по-разному.


Мажор - один из двух (наряду с минором) наиболее распространенный в музыке ладов. Наиболее распространенным
мнением является присвоение музыке, написанной в мажорном ладу, характера реши­тельного, твердого, волевого. На итальянском языке слово «мажор» обозначается словом «dur», что значит жесткий.



Минор - один из двух (наряду с мажором) наиболее распространенных в музыке ладов. Окраска минорного лада - мягкая элегическая. По латыни

обозначается словом «moll», что в переводе означает «мягкий». Но в минорном ладу написано и большое количество музыки веселой, радостной, юмористической.






Мелодия - осмысленно-выразительная
одноголосная последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада. От греческого слова «melodia» - пение, напев.






Ритм - чередование различных длительностей звуков в музыке, коротких и длинных. Один из основных
элементов выразительности мелодии. Слово происходит от греческого «rhythmos» - соразмерность.

Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Характер тембра зависит от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. Тембр может быть глухим, звонким, ясным и др.


Темп - скорость движения. Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания.
Отклонение от правильного тем­па ведет к искажению содержания. Слово происходит от латинского «tempus» - время.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.